В последнее время цены на модули оперативной памяти стандарта DDR2 значительно снизились. Это приводит к тому, что за те же деньги пользователь может купить уже не 1 GB памяти, а 4 и больше.

Но здесь таится другая проблема: 32-битные операционные системы не способны использовать для нужд одного приложения более 3,25 GB памяти. Всё, что превышает этот порог, используется для обеспечения работы комплектующих, а при большом объёме - просто простаивает.

Решить эту проблему помогают 64-битные редакции операционных систем (Kaк Vista, так и ХР). Однако остаются вопросы целесообразности и экономической эффективности.

Рассмотрим же на практике влияние дополнительных гигабайт памяти на производительность и скорость реакции компьютера.

Для эксперимента использовался компьютер на базе производительного процессора Intel Core 2 Duo Е[email protected],6 GHz с установленной операционной системой Windows Vista Ultimate SP1 64 bit. Оперативная память TEAM 2×2048MB 1066MHz (TXDD4096M1066HC5DCD) использовалась комплектами по 4 GB каждый, т.е. сначала тесты проводились на компьютере с 4 GB оперативной памяти, потом повторялись при 8 GB установленной памяти.

Количество занятой оперативной памяти при обычной офисной работе (Word, Excel, 1С, Avant 50-60 вкладок, Firefox 15-20 вкладок, почта, Folding, несложное редактирование графики) как было 2,0-2,2 GB, так и осталось. После полной загрузки операционной системы объём занимаемой памяти составлял 1,3 GB в обоих случаях. В очень редких случаях (как правило, при дефрагментации и запуске антивирусной программы) использование памяти повышалось до 2,8-3 GB. Опять же, как при 4 GB, так и при 8 GB памяти. В играх максимальное использование памяти не превышало 3,4-3,5 GB. Ни при каких обычных условиях использования компьютера объём используемой памяти не приближался вплотную к 4 GB.

Далее рассмотрим влияние дополнительного объёма оперативной памяти на скорость загрузки программ. В Windows Vista существует технология SuperFetch, которая отслеживает, какими приложениями пользователь пользуется чаще всего, и заблаговременно загружает их в кэш-память. Когда пользователь запускает приложение, компоненты которого уже находятся в оперативной памяти, приложение запускается существенно быстрее. При этом, если память требуется под приложения, необходимое количество тут же освобождается кэшем и выделяется приложению.

И действительно, время загрузки игры GRID до первого ролика при 4 GB памяти составило 14 секунд, при 8 GB - 12 секунд (прирост производительности 14,3%). Загрузка операционной системы от момента нажатия кнопки «Power» до включения Windows Live Messenger при 4 GB памяти составляет 101 секунду, при 8 GB памяти - 94 секунды (прирост производительности 6,9%). Выключение в обоих случаях занимает 31 секунду. Время загрузки других часто используемых приложений также незначительно сократилось. Те же программы, которые используются редко (а следовательно их данные отсутствуют в кэше SuperFetch), требовали одинакового времени для загрузки.

Таким образом, увеличение объёма оперативной памяти с 4 GB до 8 GB привело к ускорению загрузки операционной системы и приложений на 10-15%. Использование памяти не увеличилось.

Следовательно, обычному домашнему компьютеру, который используется для работы с офисными приложениями, а также играми, вполне достаточно 4 GB оперативной памяти. 8 GB в такой системе не принесут никаких существенных преимуществ, но скушают некоторую сумму денег, которую лучше будет направить на более производительный процессор или видеокарту. Вполне возможно, что в некоторых специфических задачах (например, обработка изображений в Photoshop или рендеринг видео) прирост производительности от дополнительных 4 GB памяти был бы более существенным.